10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств

ВОЗ регулярно подчеркивает крайнюю актуальность проблемы суицидального поведения для современного мира. По статистике в мире на суицид приходится более чем одна из каждых 100 смертей (1,3%).

Остается острой и проблема суицидального поведения среди детей и подростков. В возрастной группе от 15 до 29 лет суицид входит в пятерку основных причин смертности. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов.

За каждым случаем суицида стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Анализ причин самоубийств несовершеннолетних показывает, что решаются на такой шаг, как правило, дети, испытывающие чувство одиночества, собственной ненужности, утраты смысла жизни.

Суицидальная готовность возникает на фоне психической травмы, длительных переживаний, нарастания агрессивности, снижения толерантности эмоциональной сферы, неумения противостоять житейским трудностям.

Суицидальной активностью человек пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам; суицидное поведение у подростков может быть окрашено чувством мести обидчикам. Суицидальная попытка — это акт отчаяния, когда человеку кажется, что он исчерпал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Зачастую, дети и подростки, склонные к суицидальному поведению — из конфликтных семей, где налицо полное отсутствие культуры взаимоотношений, неумение членов семьи облекать свои негативные переживания в социально приемлемые формы, сдерживать проявления отрицательных эмоций. Эти семьи отличаются педагогической несостоятельностью, воспитание сводится к несистематическим наказаниям, нередко жестоким, с применением физической силы. Поощрение практически не практикуется. Стиль родительского воспитания жестокий и непоследовательный вызывает страх, озлобление или чувство протеста.

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Дом для подростка – это модель мира. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит — ни на какой почве, потому что ребенку есть с кем поговорить. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогает избегать трагедий.

Психологическая поддержка — это процесс:

  • котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы по мочь ребенку почувствовать свою нужность.

Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай); высказываний («Я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; это действительно прогресс; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
  • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);
  • совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
  • выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Берегите себя и своих близких!