Здоровьесберегающие технологии

«Есть три необходимые привычки:

 привычка к учению, привычка к труду, привычка к здоровью»

философ, писатель Эльберт Хаббард

Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, одной из главных ценностей жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье — это состояние благополучия, общий душевный комфорт, реализация собственного потенциала, умение противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивная, плодотворная работа во благо общества. Социальное здоровье — это система мотиваций, установок и ценностей человека, не противоречащая принятым в социуме, это способность человека контактировать с социумом, его адекватное поведение.

Здоровье является предпосылкой к познанию окружающего мира, оно обеспечивает гармоничное развитие личности, долгую и активную жизнь. Хорошее здоровье способствует выполнению жизненных планов, предоставляет возможность решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Хорошее здоровье является фактором человеческого благосостояния.

Здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Сохранение здоровья детей невозможно без участия родителей. Именно родители очередь отвечают за соблюдение режима дня, питания ребенка, следят за его физическим и психологическим здоровьем. Родители создают для ребенка здоровьесберегающую среду – те условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка, на улучшение его настроения и самочувствия, повышение его адаптационных возможностей, родители мотивируют ребенка на здоровый образ жизни.

Чтобы оставаться здоровым во взрослой жизни, а также для развития способности восстанавливать свое здоровье, человеку следует применять здоровьесберегающие технологии то есть это приемы, методики, которые направлены на охрану здоровья, профилактику заболеваний и минимизацию факторов риска, приносящих вред здоровью.

Здоровьесберегающие технологии повышают потенциал для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни, увеличивают продолжительность жизни, повышают качество жизни.

Центральные точки здоровьесберегающих технологий — это осознание ценности здоровья, интерес к вопросам собственного здоровья, убеждённость вести здоровый образ жизни, развитие эмоциональных и волевых механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни, приобретение необходимых для жизни и здоровья знаний, умений, повышение двигательной активности и предупреждение гиподинамии,  соблюдение режима дня, забота о качестве питания, чередование труда и отдыха, отказ от вредных привычек, осознание себя как носителя ресурсов, осознание своей связи  с миром, природой.

МОДЕЛИРУЕМ СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ!

Эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант.

  • Релаксация. Проводится для снятия напряжения, восстановления способности восприятия большого блока новой информации.
  • Дыхательные упражнения. Способствуют расслаблению, помогают выработать спокойный и позитивный взгляд на жизнь, освобождают от тревоги и беспокойных мыслей.
  • Прогулки на природе. Способствуют снижению уровня кортизола (гормона стресса), нормализации частоты пульса и кровяного давления, успокаивают и одновременно тонизируют нервную систему, помогают получить «опыт духовного пробуждения» — когда человек выходит из плена эгоистического состояния сознания, он начинает ощущать свое единство с окружающим миром в сочетании с искренней любовью к людям, его жизнь становится более осознанной, наполненной смыслами, гармоничной.
  • Занятия физической культурой. Помогают организму вернуться в состояние психологического равновесия, смягчают протекание стресса, снимают избыточное возбуждение, повышенную тревожность, способствуют мышечному расслаблению, закаляют нервную систему.
  • Упражнения для глаз. Снимают напряжение глаз и неприятные ощущения в этой области, улучшают зрение.
  • Ароматотерапия. Воздействуют на лимбическую систему головного мозга через обонятельный нерв, в результате у человека нормализуется гормональный баланс, запускаются регенеративные процессы, улучшается самочувствие.
  • Музыкотерапия. Работает как стимулятор позитивных эмоций и релаксант при перенапряжении, помогает справиться с депрессивным состоянием, снижает проявление симптоматики ментальных расстройств. При активной музыкотерапии пациент сам играет на музыкальном инструменте или поет, а при пассивной музыкотерапии — слушает музыку. Музыкотерапия может сочетаться с танцевальной терапией, с релаксационными и телесно-ориентированными техниками, с арт-терапией.
  • Танцевальная терапия. Используется для хорошей физической формы, а также для снятия напряжения, освобождения от подавленных чувств, скрытых конфликтов.
  • Цветотерапия. Цвет, как носитель мощной энергии, влияет на физическое, умственное, душевное состояние человека, помогает сбросить усталость и зарядиться энергией.
  • Сказкотерапия. Помогает стать самим собой, развивает самосознание, способствует творческому развитию личности, помогает в решении психологических проблем, способствует выстраиванию доверительных отношений с миром.
  • Игры. Развивают творческое мышление, снимают напряжение.
  • Артикуляционная гимнастика (считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения). Используется для умственного, психологического и эстетического развития, способствует снятию эмоционального напряжения.
  • Походы в музеи, посещение выставок, пр. Развивают эстетический вкус, способствуют эстетическому развитию, приобщают к прекрасному, приучают видеть и чувствовать красоту, стремиться к высшим ценностям, развивает воображение.
  • Правильная осанка, поза тела. Предотвращает нерациональное расходование энергии, утомляемость.
  • Санитарно-гигиеническое условия (поддержание чистоты, оптимальной температуры, свежести воздуха, достаточное освещение, отсутствие звуковых и прочих раздражителей).
  • Создание хорошего микроклимата в семье, на работе. Помогает работе в команде, внимательности, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Беседы о здоровье. Расширяют мировоззрение, усиливают понимание причинно-следственного ряда, способствуют ответственному отношению к своему здоровью.
  • Демократичный стиль общения, тактичность. Обеспечивает душевный комфорт и чувство защищенности.
  • Посещение «сенсорной комнаты». Улучшает эмоциональное состояние, снижает тревожность и агрессивность, снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизирует мозговую деятельность, развивает познавательные процессы, помогает формированию адекватной самооценки.
  • Физиотерапевтические процедуры. Улучшают самочувствие, способствуют регенерации тканей и улучшению их функции, активизируют защитные силы организма.

Материал подготовила психолог 1 квалификационной категории Орехво О.В., УЗ «ГОЭД»