«Есть три необходимые привычки:
привычка к учению, привычка к труду, привычка к здоровью»
философ, писатель Эльберт Хаббард
Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, одной из главных ценностей жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье — это состояние благополучия, общий душевный комфорт, реализация собственного потенциала, умение противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивная, плодотворная работа во благо общества. Социальное здоровье — это система мотиваций, установок и ценностей человека, не противоречащая принятым в социуме, это способность человека контактировать с социумом, его адекватное поведение.
Здоровье является предпосылкой к познанию окружающего мира, оно обеспечивает гармоничное развитие личности, долгую и активную жизнь. Хорошее здоровье способствует выполнению жизненных планов, предоставляет возможность решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Хорошее здоровье является фактором человеческого благосостояния.
Здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Сохранение здоровья детей невозможно без участия родителей. Именно родители очередь отвечают за соблюдение режима дня, питания ребенка, следят за его физическим и психологическим здоровьем. Родители создают для ребенка здоровьесберегающую среду – те условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка, на улучшение его настроения и самочувствия, повышение его адаптационных возможностей, родители мотивируют ребенка на здоровый образ жизни.
Чтобы оставаться здоровым во взрослой жизни, а также для развития способности восстанавливать свое здоровье, человеку следует применять здоровьесберегающие технологии то есть это приемы, методики, которые направлены на охрану здоровья, профилактику заболеваний и минимизацию факторов риска, приносящих вред здоровью.
Здоровьесберегающие технологии повышают потенциал для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни, увеличивают продолжительность жизни, повышают качество жизни.
Центральные точки здоровьесберегающих технологий — это осознание ценности здоровья, интерес к вопросам собственного здоровья, убеждённость вести здоровый образ жизни, развитие эмоциональных и волевых механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни, приобретение необходимых для жизни и здоровья знаний, умений, повышение двигательной активности и предупреждение гиподинамии, соблюдение режима дня, забота о качестве питания, чередование труда и отдыха, отказ от вредных привычек, осознание себя как носителя ресурсов, осознание своей связи с миром, природой.
МОДЕЛИРУЕМ СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ!
Эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант.
- Релаксация. Проводится для снятия напряжения, восстановления способности восприятия большого блока новой информации.
- Дыхательные упражнения. Способствуют расслаблению, помогают выработать спокойный и позитивный взгляд на жизнь, освобождают от тревоги и беспокойных мыслей.
- Прогулки на природе. Способствуют снижению уровня кортизола (гормона стресса), нормализации частоты пульса и кровяного давления, успокаивают и одновременно тонизируют нервную систему, помогают получить «опыт духовного пробуждения» — когда человек выходит из плена эгоистического состояния сознания, он начинает ощущать свое единство с окружающим миром в сочетании с искренней любовью к людям, его жизнь становится более осознанной, наполненной смыслами, гармоничной.
- Занятия физической культурой. Помогают организму вернуться в состояние психологического равновесия, смягчают протекание стресса, снимают избыточное возбуждение, повышенную тревожность, способствуют мышечному расслаблению, закаляют нервную систему.
- Упражнения для глаз. Снимают напряжение глаз и неприятные ощущения в этой области, улучшают зрение.
- Ароматотерапия. Воздействуют на лимбическую систему головного мозга через обонятельный нерв, в результате у человека нормализуется гормональный баланс, запускаются регенеративные процессы, улучшается самочувствие.
- Музыкотерапия. Работает как стимулятор позитивных эмоций и релаксант при перенапряжении, помогает справиться с депрессивным состоянием, снижает проявление симптоматики ментальных расстройств. При активной музыкотерапии пациент сам играет на музыкальном инструменте или поет, а при пассивной музыкотерапии — слушает музыку. Музыкотерапия может сочетаться с танцевальной терапией, с релаксационными и телесно-ориентированными техниками, с арт-терапией.
- Танцевальная терапия. Используется для хорошей физической формы, а также для снятия напряжения, освобождения от подавленных чувств, скрытых конфликтов.
- Цветотерапия. Цвет, как носитель мощной энергии, влияет на физическое, умственное, душевное состояние человека, помогает сбросить усталость и зарядиться энергией.
- Сказкотерапия. Помогает стать самим собой, развивает самосознание, способствует творческому развитию личности, помогает в решении психологических проблем, способствует выстраиванию доверительных отношений с миром.
- Игры. Развивают творческое мышление, снимают напряжение.
- Артикуляционная гимнастика (считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения). Используется для умственного, психологического и эстетического развития, способствует снятию эмоционального напряжения.
- Походы в музеи, посещение выставок, пр. Развивают эстетический вкус, способствуют эстетическому развитию, приобщают к прекрасному, приучают видеть и чувствовать красоту, стремиться к высшим ценностям, развивает воображение.
- Правильная осанка, поза тела. Предотвращает нерациональное расходование энергии, утомляемость.
- Санитарно-гигиеническое условия (поддержание чистоты, оптимальной температуры, свежести воздуха, достаточное освещение, отсутствие звуковых и прочих раздражителей).
- Создание хорошего микроклимата в семье, на работе. Помогает работе в команде, внимательности, способствуют личностному росту и самоуважению.
- Беседы о здоровье. Расширяют мировоззрение, усиливают понимание причинно-следственного ряда, способствуют ответственному отношению к своему здоровью.
- Демократичный стиль общения, тактичность. Обеспечивает душевный комфорт и чувство защищенности.
- Посещение «сенсорной комнаты». Улучшает эмоциональное состояние, снижает тревожность и агрессивность, снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизирует мозговую деятельность, развивает познавательные процессы, помогает формированию адекватной самооценки.
- Физиотерапевтические процедуры. Улучшают самочувствие, способствуют регенерации тканей и улучшению их функции, активизируют защитные силы организма.
Материал подготовила психолог 1 квалификационной категории Орехво О.В., УЗ «ГОЭД»