Самоубийство — это серьезная проблема, которая присуща всем без исключения регионам мира. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, за последние 50 лет показатели самоубийств возросли во всём мире более чем на 60%.
Проблема суицидального поведения сложна и многогранна, предпосылок для ее возникновения много. Так, прослеживается связь между самоубийствами и психическими расстройствами (в первую очередь, депрессией и расстройствами, вызванными употреблением алкоголя, наркотиков); многие самоубийства совершаются импульсивно в моменты кризиса, когда человек утрачивает способность противостоять стрессовым жизненным ситуациям, таким как финансовые проблемы, разрыв отношений с близкими, хроническая боль, неизлечимая болезнь.
Суицидальное поведение часто возникает в условиях конфликтов, стихийных бедствий, насилия и жестокости, по причине утраты близких людей, чувства одиночества. Показатели самоубийств высоки среди подвергающихся дискриминации людей — беженцев, мигрантов, заключенных.
Самоубийства совершаются людьми самых различных возрастных групп. В возрасте 15–29 лет самоубийства являются четвертой по счету причиной смертности.
Говоря о суицидах среди несовершеннолетних: в Беларуси почти каждый 5-й подросток оказывается психологически уязвимым. У детей способствуют появлению суицидальной настроенности такие факторы как: отсутствие отца в раннем детстве, матриархальный стиль отношений в семье, отверженность в детстве, алкоголизм, психические заболевания родителей, случаи самоубийства в семье.
Ребята, имеющие определенные черты характера (например, чрезмерно импульсивные), исключенные из школы или другого учебного заведения, находящиеся в дезадаптации, употребляющие алкоголь, наркотики, совершившие уголовно наказуемый поступок, имеющие хронические заболевания, недостатки физического развития (например, заикание, картавость) — также входят в группу риска. Могут способствовать суицидальной настроенности определенные события в жизни ребят: расставание с девушкой/парнем, развод родителей. Наиболее серьезным фактором риска самоубийства является ранее совершенная попытка суицида.
У несовершеннолетних трудно дифференцировать истинные стремления ухода из жизни. Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы даже незначительными событиями в жизни. У каждого свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести как крупное эмоциональное потрясение, так и цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.
Существуют различные признаки, по которым можно заподозрить наличие суицидальной настроенности у детей и подростков. Среди поведенческих признаков выделяют: уход в себя, перепады настроения, эмоциональный упадок, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим, самоповреждение, поведение “на грани риска”, потеря самоуважения (подросток считает себя никчемными, ненужными и нелюбимыми), изменение аппетита, режима сна (подросток спит целыми днями или, напротив, теряет сон, укладываются спать только под утро), ухудшение школьной успеваемости, прогулы, отсутствие внимания к своему внешнему виду (перестает следить за собой, не моется, не расчесывает волосы), раздача подарков окружающим, приведение дел в порядок.
Вербальные признаки – когда подросток или ребенок говорит, что он ненавидит жизнь, что он никому не нужен, могут звучать вербальные угрозы, когда ребенок говорит про обидчиков, что «они еще пожалеют о том, что сделали», может быть конкретная фраза о том, что «подросток хочет покончить жизнь самоубийством».
Изменения в поведении детей и подростков требуют внимания со стороны родителей. Любое высказывание детей относительно ухода из жизни должно восприниматься серьезно, важно не допускать черствости, агрессивности к суицидально настроенному ребенку/подростку. Необходимо проявить выдержку, спокойствие и обязательно поговорить с ребенком/подростком, предложить ему помощь, консультацию психолога, психотерапевта. Специалист поможет снизить психологическое напряжение, разобраться в причинах суицидальных мыслей, выработать правильные поведенческие стратегии, чтобы справиться с суицидальными мыслями, развить правильное отношение к себе, к миру, научиться понимать себя, свои потребности, принимать себя, обучиться навыкам совладания со стрессом. Родителям рекомендуется также обратиться к специалисту, чтобы разобрать стратегию помощи со своей стороны. Важно не оставлять ребенка/подростка в одиночестве, наедине со своей проблемой.
При этом необходимо помнить, что помощь и поддержку ребенку правильно оказывать не с позиции «сверху вниз», а «по горизонтали», т.е. родители должны действовать так, чтобы ребенок/подросток получал и ощущал их участие и эмпатию, а не слышал бесконечные нотации как надо жить.
При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты обнаружили, что у суицидально настроенных детей очень сильно нарушены эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Необходимо учитывать, что как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Дом для подростка – это модель отношений с миром.
Семья может способствовать как формированию здоровой личности ребенка, так и формированию отклонений в его поведении. Родителям необходимо обращать внимание на свое отношение к детям, коммуникацию, важно снимать авторитарные позиции в общении, уметь признавать свои ошибки в общении. Рекомендуется создать атмосферу эмоциональной близости в семье, показывать детям, что они небезразличны, давать им почувствовать, что они любимые, желанные, проявлять тепло, заботу о них, давать эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать психологическую поддержку.
Чувство заинтересованности в судьбе детей, готовность помочь детям, их психологическая поддержка – это как противоядие от чувства одиночества, депрессии, суицидальных мыслей.
В семьях со здоровым психологическим климатом, здоровыми отношениями, коммуникацией суицид не происходит – ни на какой почве, потому что ребенку есть с кем поговорить. Своевременное доброе родительское участие, теплое, принимающее, искреннее общение с детьми и подростками – это тот «островок безопасности», который помогает ребятам в трудной жизненной ситуации сохраниться и избежать трагедии.
Материал подготовила: Психолог Орехво О.В., УЗ «Гродненский ОЭД»