Белорусская статистика по суицидальной настроенности среди детей и подростков не очень сильно отличается от мировой. Почти каждый 5-й подросток в Беларуси оказывается психологически уязвимым. Изучение причин суицидальной настроенности позволило выявить ряд факторов. К ним относятся:
• отсутствие отца в раннем детстве;
• матриархальный стиль отношений в семье;
• воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или психическими заболеваниями;
• отверженность в детстве;
• воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.
• особенная выраженность определённых черт характера;
• употребление алкоголя и наркотиков;
• наличие суицидальных попыток ранее;
• совершение уголовно наказуемого поступка;
• изоляция из социума, потеря социального статуса (исключение из школы, другого учебного заведения);
• расставание с девушкой/парнем;
• затрудненная адаптация к деятельности и др.
• недостатки физического развития (заикание, картавость и др.);
• хронические заболевания.
У несовершеннолетних трудно дифференцировать истинные стремления ухода из жизни. Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы даже незначительными событиями в жизни. У каждого свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести как крупное эмоциональное потрясение, так и цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.
Существуют различные признаки, по которым можно заподозрить наличие суицидальной направленности в поведении детей и подростков. Поведенческие признаки:
1. Уход в себя (подросток начинает сторонится окружающих, замыкается, подолгу не выходит из своей комнаты, выключаются из жизни).
2. Капризность, привередливость (настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком).
3. Депрессия (глубокий эмоциональный упадок, подросток уходит в себя, но при этом маскирует свои чувства, порой окружающие долго не замечают перемен в его поведении.
4. Агрессивность, вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости и окружающим (оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему).
5. Саморазрушающее и рискованное поведение (подросток постоянно стремится причинить себе вред, ведет себя “на грани риска”.
6. Потеря самоуважения (подросток считает себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Ему кажется, что он аутсайдер, неудачник, что у него ничего не получается, его никто не любит, у него возникает мысль, что будет лучше, если он умрет).
7. Изменение аппетита (отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит).
8. Изменение режима сна (подросток спит целыми днями или, напротив, теряет сон, бодрствует без всякой видимой причины, укладываются спать только под утро.
9. Изменение успеваемости (начинает прогуливать, успеваемость резко падает).
10. Отсутствие внимания к своему внешнему виду (перестает следить за собой, не моется, не расчесывает волосы).
11. Раздача подарков окружающим (прямой предвестник грядущего несчастья), приведение дел в порядок.
Вербальные признаки:
Словесные заявления о том, что подросток ненавидит жизнь, что он никому не нужен, могут звучать вербальные угрозы, например ребенок говорит «они пожалеют о том, что они мне сделали», может быть конкретная фраза о том, что «подросток хочет покончить с собой».
Изменения в поведении подростка требуют внимания со стороны родителей. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно, важно не допускать черствости, агрессивности к суицидально настроенному ребенку/подростку. Необходимо проявить выдержку, спокойствие и обязательно поговорить с ребенком/подростком, предложить ему помощь, консультацию у специалистов. Родитель может самостоятельно обратиться к специалисту, чтобы разобрать стратегию помощи. Важно не оставлять ребенка/подростка наедине со своей проблемой, в одиночестве.
При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты обнаружили, что у суицидально настроенных детей очень сильно нарушены эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье.
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Дом для подростка – это модель мира.
Поэтому родителям необходимо обращать внимание на свое отношение с ребенком/подростком, снимать авторитарные позиции в общении, уметь признавать свои ошибки в общении с детьми. Важно создать атмосферу эмоциональной привязанности в семье, показывать детям, что они небезразличны, давать им почувствовать, что они любимые, желанные, проявлять тепло, заботу о них, давать эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать психологическую поддержку.
Детям и подросткам важна психологическая поддержка, чувство родительской заинтересованности в их судьбе, готовность помочь. Это, своего рода, противоядие от чувства одиночества, депрессии, суицидальных мыслей.
В семьях, где наблюдается адекватное общение, есть психологическая поддержка друг друга, психологический климат здоровый, суицид не происходит – ни на какой почве, потому что ребенку есть с кем поговорить, он чувствует эмоциональную опору. Своевременная психологическая поддержка и доброе участие, оказанное детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, помогает избегать трагедий.
Материал подготовила
психолог Орехво О.В., УЗ «Гродненский ОЭД»