Регистратура:(0152) 44 72 00,

                        (0152) 44 72 15

Версия для слабовидящих

Режим работы:

7:30 - 19:00

Адрес: 230030, г.Гродно, ул. Болдина, 11

Самосохранительное поведение как неотъемлемая часть профессиональной деятельности медработника

По данным отечественного и зарубежного социологического опросов, среди всех сфер жизнедеятельности трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом, нарушая его. Причем, самыми негативными последствиями считаются постоянное психоэмоциональное напряжение и утомление.

 Медицинская деятельность - не исключение, она также связана с целым рядом трудностей, в том числе и морально-психологического плана. И хотя, в обыденном сознании общества бытует мнение, что состояние здоровья у медработников лучше, чем у других людей, однако это не так.  Медработники испытывают большую социально-психологическую нагрузку.

Зная о рисках профессиональной деятельности, работники здравоохранения, к сожалению, очень часто игнорируют вопрос заботы о себе. Врачи и медсестры настолько заняты своей профессиональной деятельностью, что не оставляют времени для себя, пренебрегают своим здоровьем и психоэмоциональным состоянием.

У медработника встречается 2 вида отношения к своему здоровью:

  • отрицающее: не обращает внимания на собственное здоровье и психологическое состояние, не обращается за помощью к специалистам;
  • пренебрежительное: недооценивает свое физическое и психическое состояние, не изменяет свой стиль жизни, который уже несовместим с показателями физического и психического здоровья.

Медработнику важно помнить: если с его физическим и психическим здоровьем не все благополучно (даже при наличии необходимых профессионально важных качеств и требуемой квалификации), он имеет риски стать профессионально ненадежным. Только в результате нормального, здорового функционирования организма и психики, медработник в состоянии безошибочно выполнить возложенные на него профессиональные функции в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. 

Кроме того, медработнику важно помнить, что он относится к такой категории специалистов, от которых зависит физическое и душевное здоровье пациентов. И в случае негативного психоэмоционального состояния, ухудшения физического здоровья, у медработника не только снижается производительность труда, он становится невнимательным и поспешным, но он также имеет риски неосторожной коммуникации с пациентами, что может привести к психической травматизации пациента и другим медицинским ошибкам.

В связи с этим, самосохранительное поведение должно стать неотъемлемой частью трудовой деятельности медработника. И решение этой задачи в значительной степени находится в руках самого медработника. Это отправная точка для здоровья и профессионального долголетия! Самосохранительный ритм деятельности минимизирует риски появления психоэмоционального напряжения, утомления, хронической усталости и синдрома психоэмоционального выгорания, обеспечивает в работе осознанность, продуктивность, надежность.

Вместе с тем, нельзя не отметить важность внешних условий. Грамотная организация трудовой деятельности, благодаря которой достигается равномерная нагрузка на работников здравоохранения – вносит свою лепту в поддержание здоровья медработника, является одним из условий профессиональной надежности, оказывается серьезным подспорьем для профессионального долголетия!

Какие мероприятия обеспечивают самосохранение, поддержание здоровья в физическом, психологическом и социальном аспектах?

  • Соблюдение балансов, чередование труда и отдыха.
  • Умеренная физическая активность.
  • Правильное питание.
  • Соблюдение правил гигиены сна.
  • Прогулки на свежем воздухе. Цель – витализация.
  • Медитативная и релаксационная практика. Цель - сброс психоэмоционального напряжения, формирование состояния внутреннего равновесия, спокойствия, умиротворения или иного ресурсного состояния.
  • Занятия любимыми делами. Цель - активизация творческой энергии.
  • Привнесение разнообразия в образ жизни (посещение экскурсий, походы в театр, участие в спортивных мероприятиях и т.п.). Цель – прерывание цикла «дом – работа - дом», дополнительные впечатления, формирование положительных эмоций.
  • Изучение психологии. Ближайшая цель- самопознание, расширение своего мировоззрения. Конечная цель - наличие ясного представление об особенностях своей личности. Освобождение от иллюзий. Критичный взгляд в отношении себя, на происходящее вовне. Человек, который хорошо себя знает, - более спокоен и расслаблен, открыт к взаимодействию с окружающим миром, легко адаптируется к различным условиям, может работать с различными людьми, устойчив в конфликтной ситуации, находчив, принимает эффективные решения даже в самых сложных ситуациях.
  • Участие в групповых дискуссиях, посещение Балинтовских групп. Цель – снижение профессионального стресса, профилактика эмоционального выгорания.
  • Участие в научных мероприятиях, посещение курсов повышения профессиональной квалификации. Ближайшая цель - профессиональное развитие. Конечная цель- профессиональные надежность и долголетие.
  • Посещение тренинга коммуникативной компетентности. Ближайшая цель - развитие навыка эффективного общения и взаимодействия. Конечная цель – конструктивное (созидательное, рациональное) управление конфликтными ситуациями, формирование здорового психологического климата в ситуации общения, принятие эффективных решений в спорных вопросах, умение сотрудничать.

Информацию подготовила Орехво О.В.,

психолог 1 квалификационной категории УЗ «Гродненский ОЭД»