Регистратура:(0152) 44 72 00,

                        (0152) 44 72 15

Версия для слабовидящих

Режим работы:

7:30 - 19:00

Адрес: 230030, г.Гродно, ул. Болдина, 11

Сегодня Беларусь, пережившая много бед в своей истории, столкнулась с настоящей трагедией, угрозойростом употребления наркотиков.

По информации Министерства здравоохранения, за последние 5 лет почти в 8 раз возросло число школьников и студентов, употребляющих наркотики.

Милиция столицы бьет тревогу: поступают ежедневные сообщения по поводу употребления наркотических веществ (для сравнения: 5 лет назад 5-10 в месяц). Психотропные вещества стали доступны практически везде: в школе, во дворе, на улице, в местах досуга, на дискотеках.

Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 13-17 лет (независимо от пола), но участились случаи первичного употребления наркотических средств детьми 8-9 лет. Число смертных случаев за последние 10 лет в Беларуси, среди взрослого населения увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза, что очень печально и тревожно.

Все виды зависимостей (наркотики, алкоголь и др.) формируются под влиянием совокупности различных видов факторов: биологические, психологические (на них остановимся более подробно), социальные.            

Что же такое зависимость (наркотическая, алкогольная и т.д.)? Термин «зависимость» в гуманистической терапии обозначает несамостоятельность, привязанность к чему – либо, что человеку дает возможность чувствовать себя лучше (эмоционально) не прилагая особых усилий для достижения цели.

Как это формируется? Ребенок рождается в семье и в своем развитии ему надо пройти все стадии от полной зависимости до почти полной самодостаточности. Развитие - это баланс между новым познанием, связанным с риском и безопасностью, но ограниченностью в действии. На первой стадии развития ребенок полностью зависим от взрослого (чаще от матери), по мере роста его зависимость уменьшается. И если мать, признающая возрастные особенности развития ребенка, поддерживает его стремление к развитию и отдалению от себя, принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает уверенность ребенка в самом себе и в том, что он может познавать этот мир полный опасности. Это идеальная ситуация, чаще в жизни происходит совсем не так: а перекосы либо в сторону поддержки, либо в сторону ограничения на пути следования ребенка в этот незнакомый для него мир. И тогда адаптация нарушается: «я не могу себя поддерживать, я зависим от матери, как от объекта удовлетворения своих потребностей» и эта привычка использовать других для удовлетворения своих потребностей переносится на других людей либо другие объекты. Такого рода нарушения чаще всего происходят, по двум основным причинам:

  1. Родительская гиперопека. Мама (реже папа) оберегает ребенка от трудностей, у ребенка пропадает стимул развивать свои механизмы для удовлетворения собственных потребностей. Проблема, когда взрослеющий ребенок понимает, что не все подчиняются его требованиям, как мама. В ситуации, невозможности контроля других людей появляется злость, раздражение – чувство неудачника, т.к. другие добиваются и получают отношения, собственную реализацию, через свои поиски и ошибки, чего не умеет делать он. Раздражение нарастает, а самый простой способ снять стресс – наркотик, алкоголь.

Дома он решить эту ситуацию не может, т.к. мама идеальная, самостоятельность предложить не может, а еще больше начинает опекать и контролировать, видя свое чадо в таком состоянии. Во - вторых мама добрая, раздражаться нельзя, но раздражение растет. Наступает внутренний конфликт: я злюсь, но злиться нельзя, не должен, это нехорошо. И тогда эта злость направляется на других, хуже, если на себя и как вариант заканчивается суицидом.

  1. Домашнее насилие (психологическое, физическое, сексуальное, экономическое) или игнорирование ребенка и его потребностей родителями.

Все четыре вида наносят одинаковый вред на психику ребенка и оказывают влияние на его самооценку, способность реализации и удовлетворении своих потребностей. Ребенок, выросший в ситуации насилия и игнорирования, лишен эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. Он не сформировал механизмы адаптации к меняющимся условиям и удовлетворения своих потребностей. Он отказывается от их удовлетворения, т.к. у него нет ресурсов. В результате подавления родителями и самоподавления гнева на родителей ребенок развивает склонность к депрессии и включает сценарий – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным (попробовать наркотик).

Как видим, в обоих случаях, и гиперопека и насилие – фактор неблагополучности. Возникает вопрос: почему гиперопека - это фактор неблагополучности? С насилием более понятно. Гиперопека - это тоже зависимость, возникшая не от счастья. Гиперопекающий родитель это тот, кто не знает своих потребностей, поэтому не занимается своей жизнью, весь фокус переключен на ребенка. У него низкая самооценка, он сам, когда-то был ребенком и не смирился, что мир ему не подчиняется. Склонность к контролю чаще всего у тех людей, которые не чувствуют себя в безопасности. Дети обучаются у своих родителей.

Часто родители, за повседневными заботами игнорируют изменения, происходящие в ребенке, поэтому следует обратить внимание, на следующие моменты, чтобы понять, что ваш ребенок употребляет наркотики: ребенок становится скрытным и начинает интересоваться аптечкой; теряет интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби; снижается успеваемость, ребенок прогуливает школьные занятия; ребенок может просить больше денег или даже красть их из родительского кошелька; появляются новые подозрительные друзья, а настроение будет меняться по непонятным причинам; проявляет интерес к фармакологии.

Может меняться и внешний вид ребенка: раньше опрятный ребенок начинает, нередко, выглядеть неопрятно, одежда может быть грязной, не всегда соответствовать погоде и обстановке (однако только по внешним признакам вряд ли удастся определить наркомана с небольшим стажем); большинство из ребят выглядят старше своих лет: кожа у них сухая, дряблая и бледная либо красная (в зависимости от вида употребляемого наркотика), со временем серая, землистая, а волосы теряют блеск, становятся ломкими и тусклыми; неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения; отрешенный взгляд; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»; осанка чаще сутулая; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта; раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на повседневные вопросы; почти у всех, кто употребляет курительные смеси, постоянный кашель, усиленное слезоотделение, хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках; возможны следы от уколов, которые они обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, локтевых сгибах.

Поведение ребенка меняется: изменится и двигательная активность: ребенок неусидчив, бессмысленно передвигает предметы либо, наоборот: подросток будет вял, расслаблен, неподвижен, захочет подремать; важный признак: падает со стула и не может пройти по прямой линии; движения будут скованными или замедленными; поменяется и речь.

Что делать, где выход?

Одному бывает трудно справиться со своей бедой. Сегодня существует психологическая служба, способная оказать профессиональную поддержку. Не стоит винить себя во всем, ведь и история развития нашего общества способствовала развитию созависимого поведения. Печальный опыт: войны, революции, репрессии. В таких условиях люди объединялись в группы, так проще выжить, предотвратить гибель, удовлетворить базовые потребности в еде и выживание, здесь индивидуальные потребности и различия стираются. Да, это оправдано в тяжелые времена, но когда ситуация прекратилась, необходима дальнейшая работа, направленная на устранение посттравматического стрессового расстройства, проработку печального опыта и возвращение к мирной жизни, новой среде к своим потребностям - к себе. Важно не замыкаться в себе, никогда не бывает слишком поздно.

Будет услышан тот, кто говорит, обращается, просит! Берегите себя и своих родных: работайте над собой!

Родители, принимающие свою индивидуальность, знающие и реализующие свои потребности скорее воспитают здоровое, эмоционально чувствительное поколение, не нуждающееся в наркотиках и других пристрастиях, чем те, кто не понимает себя, соответственно и другого и действуют по привычке.

 

Материал подготовила магистр психологии Худик М.М.