Регистратура:(0152) 44 72 00,

                        (0152) 44 72 15

Версия для слабовидящих

Режим работы:

7:30 - 19:00

Адрес: 230030, г.Гродно, ул. Болдина, 11

Кризисное вмешательство    

(Данная статья является продолжением статей «Психология суицидального поведения» 2014г., «Кризисная поддержка при суициде» 2015 г.).

 

На сегодняшний день проблема суицида продолжает оставаться одной из самых важных как в мире, так и в нашей стране.

По данным статистики на 2016 год приходится особенно высокий всплеск суицидов среди подростков в Беларуси. За последние пять лет - 71% мальчиков, и 85% девочек совершили суицидальную попытку. Весьма печален тот факт, что 93% совершивших суицид, и 95% совершивших парасуицид, ни разу не обратились за помощью. На фоне, казалось бы, такого внешнего благополучия (хорошие семьи, образованные родители) происходят трагические моменты, что безусловно, не может не вызывать тревогу за наших детей.

Кризисное вмешательство

Кризисное вмешательство осуществляется при потенциальном суициде и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение акта саморазрушения. Оно заключается в непосредственном контакте  лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки, сочувствия в психологическом, социальном и экзистенциональном кризисе. Конечно, кризисное вмешательство, это прерогатива психотерапевта или специалиста в области суицида, но никто из нас не застрахован от встречи с человеком, находящимся в ситуации тяжелого  жизненного кризиса. И тогда возникает вопрос: «что делать в таких ситуация, как себя вести, что говорить, чтоб  не совершить ошибок, а оказать нужную помощь?» Попробуем кратко разобраться с этими моментами в рамках данной статьи.

При проведении кризисного вмешательства могут возникнуть ошибки (от них никто не застрахован), но наиболее частые ошибки, на которые следует обратить внимание  (по К. Дернеру и У.Плогу) это:

  • Недостаточность внимания к сигналам человека о его суицидальных намерениях, часто это м.б. из-за нашего страха перед смертью;
  • Навязывание человеку позитивного решения (все будет хорошо…и др.) для успокоения собственного страха;
  • Бесконечные расспросы, скрывающие собственный страх и недостаточную эмпатию к собеседнику;
  • Взятие полной ответственности за жизнь человека, без учета их влияния на суицидента, которому остается пассивная роль.

Собственные страхи (боязнь смерти, собственной некомпетентности, ответственности за жизнь и др.) мешают эффективной работе кризисного сопровождения. Важно замечать эти моменты у себя и при их наличии остановиться и направить пациента к опытному специалисту в этой области.

Для тех, кто способен спокойно принимать свою и чужую смерть, умеет контролировать свои эмоции (страх, гнев и др.), и вдруг оказался рядом с суицидентом, ниже приведены важные рекомендации (описано кратко, более детально можно ознакомиться на страницах литературы, указанной ниже), И.А. Степановой, которые помогут не растеряться и  оказать поддержку:

  • Подбирайте ключи к разгадке суицида. Важно не только забота как друга, но и умение распознать признаки грядущей опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, изменение в поведении, а также приготовление к последнему волеизъявлению.
  • Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью, не считайте, что он не способен решиться на суицид. Наше неравнодушие способно удержать от суицида, если у вас есть предчувствие, что человеку угрожает опасность суицида, действуйте согласно своим собственным убеждениям, лучше преувеличить, чем недооценить.
  • Установите заботливое взаимоотношение. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека – мощные ободряющие средства. Именно так, вы можете проникнуть в душу отчаявшегося человека.
  • Будьте внимательным слушателем. Суициденты очень страдают от сильного чувства отчуждения, поэтому более чем ваши советы им нужны совместное с вами обсуждение их боли, фрустрации и того о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если признается в суициде,  не осуждайте, оставайтесь спокойным и понимающим. Можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того чтобы поделиться своими чувствами, от тебя требуется  много мужества». Иногда ваша самая неоценимая помощь будет состоять в умении выслушать слова, выражающие состояния человека, будь это гнев, вина, страх, либо печаль.

  • Не спорьте. «Подумай, ведь ты живешь лучше других людей; тебе надо благодарить судьбу», такой вариант вашей рекомендации НЕ ПОДХОДИТ, помните об этом, так как вы блокируете дальнейшее обсуждение, человек испытывает еще большую подавленность. Желая помочь, таким образом, вы получите обратный эффект.
  • Задавайте прямые вопросы. Лучший способ вмешаться в кризисную ситуацию прямо спросить: «Ты думаешь о самоубийстве?». Такой вопрос не приведет подростка к мысли о самоубийстве, если у него такой мысли нет, а если есть, то это возможность обсудить запретную тему  с тем, кому ты не безразличен и это уже приносит  облегчение. Надо спокойно и доходчиво задавать вопросы: « С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной?», «Как думаешь, почему у тебя появились эти чувства» и др.
  • Не предлагайте неоправданных утешений. Важно признать факт возможности суицида и проявить заинтересованность и отзывчивость, иначе депрессивный человек может посчитать такие суждения как «ты на самом деле так не думаешь», как проявление отвержения и недоверия к нему. Если беседа пройдет в любви и доверии, то это снизит угрозу самоубийства.
  • Предложите конструктивный подход. Вместо: «Подумай, как будет твоим родным» - предложите поискать альтернативные решения, о которых он м.б. даже и не думал. Важно определить источник дискомфорта: «Что с тобой случилось за последнее время?», «Когда почувствовал себя хуже?», «Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?», «К кому из окружения они имели отношения?». Отчаявшегося человека важно уверить, что он может говорить о своих эмоциях (любых) без стеснения.
  • Вселяйте надежду. Надежда помогает выйти из кризиса. Однако она должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях и оторванности от реальности. Умерший любимый человек никогда не возвратиться, как ни молись и не надейся. Но близкие, с его уходом, могут открыть новое понимание жизни. Надежды д.б. обоснованы, и основания для реалистической надежды д.б. представлены честно, убедительно и мягко. Важно укрепить силы и возможности человека, внушить ему, что кризисные ситуации проходят, а самоубийство не единственный выход.
  • Не оставляйте одного человека в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с подростком или попросите кого – нибудь, побыть с ним, пока не разрешиться кризис, либо не прибудет помощь. Можно  заключить суицидальный контракт – попросить  об обещании связаться с вами, перед тем как он решиться на суицид в будушем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить альтернативные пути поведения.
  • Обратитесь за помощью к специалистам.
  • Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация миновала, расслабляться еще рано. За улучшение принимают повышенную активность человека. Случается, что он просит прощения у тех, кого обидел, рассчитывается с долгами и кажется, что можно вздохнуть спокойно, и именно в этот момент, на фоне кажущегося благополучия, и совершается суицид.

Самоубийсто - это крик о помощи, желание быть услышанным! А если тебя не слышат…не понимают…выход один….уйти….

ВАЖНО ПОМНИТЬ: Половина суицидентов совершает самоубийство не позже 3 месяцев от начала психологического кризиса.

Помните, что суициденты испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Хочется закончить статью призывом: «Будьте внимательны друг к другу: к супругу, детям, коллеге по работе… Возможно, именно ваше человеческое «неравнодушие», сочувствие спасет кому – то жизнь!».

Использованная литература:

  1. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства // социальная и клиническая  психиатрия. – 1994. - № 4.
  2. Сакович, Н.А. Суицидальное поведение подростка: профилактика и коррекция / Н.А. Сакович. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 136 с.: ил.

                                                   

Материал подготовила психолог Худик М.М., магистр психологии