Регистратура:(0152) 44 72 00,

                        (0152) 44 72 15

Версия для слабовидящих

Режим работы:

7:30 - 19:00

Адрес: 230030, г.Гродно, ул. Болдина, 11

Кризисная поддержка при суициде

(Данная статья является продолжением статьи

«Психология суицидального  поведения» 2014г.).

Рассматривая особенности психологической помощи при суициде, чаще всего говорят о кризисе личности, под которым понимают острое эмоциональное состояние, вызванное психотравмирующим событием, при котором обесценивается прошлая жизнь, человек сталкивается с сильным напряжением и не видит другого выхода, кроме как уход из жизни, которая для него на сегодняшний день кажется невыносимой.

Обычно такой кризис может возникнуть внезапно (сильный аффект), либо накапливается постепенно, нет выхода негативным эмоциям, которые накладываются одна на другую и приводят к возникновению тревоги и ощущению безвыходности,  безнадежности: тебя никто не поддерживает, не понимает, а своих ресурсов мало. Возникает внутренний конфликт неприятия самого себя, потеря смысла в этой жизни, именно поэтому важно увидеть, что с человеком что-то происходит, попытаться установить с ним контакт, поддержать, дружески пообщаться.

Хочется обратить внимание на то, что не стоит игнорировать моменты, когда ребенок или подросток обсуждают идею самоубийства, а отнестись к этому  серьезно.

Кризисная поддержка включает в себя следующие этапы (дано краткое описание, при необходимости следует обратиться к специалисту).

  1. Установление контакта с суицидентом.

Необходимо выслушать терпеливо с сочувствием,  без критики и упреков. Раскрытие суицидальных переживаний возможно только в случае безусловного принятия. Сочувственное выслушивание приводит к «разрядке» подавляемых эмоций, а это уже в некотором роде облегчение, снятие напряжения.

Специалисты считают, что лучший способ узнать помышляет ли ребенок о самоубийстве, это прямо его об этом спросить, однако вопросы д.б. заданы, только тогда, когда ребенок чувствует, что его слышат и правильно понимают, что с ним установлен контакт и нет критики в адрес его поступков и поведения. Чувство неловкости преодолено и можно поделиться тайными переживаниями.

  1. Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения.

Актуализируются прошлые достижения в значимых для человека  областях, повышение его самоуважения. Нельзя снижать самооценку, делая акцент на его несостоятельности в данной ситуации, чтобы не актуализировать суицидальные переживания.

  1. Заключение договора.

Важная процедура, направленная на локализацию кризисной ситуации, формулирование ее в понятных для подростка терминах, достижение соглашения о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации плана, разделении ответственности за результат совместной работы, признанием способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать  за принятие решений и их выполнение.

Важно предпринять меры по снижению эмоционального волнения и напряжения, а также актуализировать имеющиеся у человека ресурсы. Ресурсы – это сильные стороны, которые служат основой жизнестойкости человека и увеличивают  вероятность преодоления кризиса с позитивным результатом.

Внутренние ресурсы:

  • инстинкт самосохранения;
  • интеллект;
  • коммуникативный потенциал;
  • социальный опыт;
  • позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • поддержка семьи и друзей;
  • поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов и т.д.);
  • приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению);
  • медицинская помощь;
  • индивидуально-психологическая программа сопровождения.

Необходимо помнить, что суицид оказывает разрушительное действие на друзей, родных и близких суицидента. Бессмысленная, неожиданная смерть приводит в шоковое состояние и заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Родители подвержены чувству стыда и вины, что не сумели уберечь свое чадо, а ведь действительно в суматохе текущих дней мы не прислушиваемся к нашим детям, не видим их проблем, а пытаемся навязать им только наши желания, реализовать через них наши амбиции, несбывшиеся мечты.

Может быть стоит остановиться и прислушаться что происходит с родными и близкими нам людьми, нашими детьми, может они дают нам знаки, что им очень трудно и они нуждаются в нас и им нужна наша поддержка. Так давайте откроем свои сердца, станем внимательнее и ближе друг к другу, тогда мысль «я не хочу жить, я никому не нужен такой, какой я есть» станет не актуальна, а жизнь подарит радость присутствия «здесь и сейчас» всех любимых и дорогих нам людей!

                                   

Использованная литература:

1. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства // социальная и клиническая психиатрия. – 1994. - № 4.

2. Сакович, Н.А. Суицидальное поведение подростка: профилактика и коррекция / Н.А. Сакович. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 136 с.: ил.

 

Материал подготовила психолог Худик М.М. магистр психологии, 2015 г.