Регистратура:(0152) 44 72 00,

                        (0152) 44 72 15

Версия для слабовидящих

Режим работы:

7:30 - 19:00

Адрес: 230030, г.Гродно, ул. Болдина, 11

Что необходимо знать об аутизме?

(продолжение)

Для того, чтобы своевременно выявить аутизм у детей, необходимо тщательно следить за развитием малыша. Особенно в таких сферах, как – взаимодействие с окружающими людьми, детьми; развитие речи; развитие коммуникации (особенно понимание обращенной речи); развитие ролевой игры и др.

Как правило, повод для волнений может возникнуть начиная с двухлетнего возраста ребенка. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить «странности» в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако это может указывать на отставании в развитии ребенка или сигнализировать о психических отклонения у ребенка. Потому, озаботиться стоит.

В некоторых специальных литературных сточниках родителям рекомендуется обратиться ко врачу, если они стали замечать у своего ребенка следующие особенности поведения:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Еще есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту - педиатру, неврологу, психиатру.

Если же ответы, положительные, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Мы советуем родителям детей, самим тщательно следить

за развитием своего ребенка!

 

Подготовлено врачом-методистом УЗ «Гродненский ОЭД» И.Литвин,

при подготовке использованы открытые Интернет-ресурсы